В ходе круглого стола «Общественный контроль в социальной сфере» заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, руководитель ФП "ЗдравКонтроль", президент Фонда "Социальная сфера" Евгений Мартынов обратил внимание коллег на основную цель общественных проверок —соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья.
По данным ВЦИОМ, которые привел Евгений Мартынов, граждане все еще остаются недовольными после обращения за медицинской помощью в государственные медорганизации.
«Мы знаем, что медицина развивается огромными шагами. Все чаще мы встречаем даже в районных больницах современное медицинское оборудование, ремонт. Но остается, тем не менее, много вопросов, которые в медицине будут всегда. По этой причине так важен общественный контроль», — пояснил он.
Особого внимания участников проверки, по мнению Евгения Мартынова, требует запись к врачу и наличие доступной среды — парковки для инвалидов, правильных пандусов, кнопки вызова.
«Например, в больнице есть мобильный подъемник, но никто не умеет им пользоваться, нужна мужская сила. А мужчин нет. Получается, что мобильный подъемник вроде есть, деньги на него потрачены, но воспользоваться им нельзя. Или рентген расположен на втором этаже. По современным стандартам мы пытаемся разместить рентген, кабинеты неотложной помощи и так далее на первом этаже», — рассказал спикер.
О масштабном проекте, который помогает человеку с инвалидностью оценивать доступность городских организаций, рассказала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая.
«В прошлом составе, исполняя поручение президента Российской Федерации, вместе с компанией Яндекс мы внедрили удобную систему оценок доступности различных учреждений. Да, у нас есть успешная программа «Доступная среда», и многое делается в нашей стране на сегодняшний день, но бывает так, что человеку с инвалидностью довольно сложно понять, сможет ли он физически попасть в то или иное учреждение, школу, библиотеку, магазин. Особенно это касается частных организаций. Для решения этих задач мы предложили систему оценки по аналогии с оценкой гостиниц», — сообщила она.
По ее словам, доступные объекты на карте получают максимальное количество звезд. Сейчас на Яндекс.Картах все объекты имеют специальную вкладку «Доступность», где пользователи сами могут оценить каждый объект.
«Этот сервис мы, конечно, постоянно дорабатываем и улучшаем для того, чтобы сделать его действительно полезным. Мы обратились к коллегам из Яндекса и попросили подготовить подробную инструкцию по заполнению карточек объектов. Бывает так, что организация вовремя не размещает фотографии, описания объектов, которые позволяли бы отслеживать состояние доступной среды. Эту инструкцию мы планируем направить в министерства и ведомства, а также губернаторам для того, чтобы каждая организация могла своевременно предоставить актуальные данные о доступности. И в дальнейшем обязательно проверим, насколько эта информация соответствует действительности», — пояснила она.
Почему маломобильные граждане не могут воспользоваться услугами социального такси, рассказала юрист федерального проекта «Здравконтроль» Анна Ноговицкая.
Она отметила, что понятие «социальное такси» не урегулировано на федеральном уровне. В связи с этим, есть ряд проблем из-за которых услугой воспользоваться практически невозможно.
«По концепции Минтруда, которая была предложена 20 лет назад, служба социального такси должна на региональном уровне оказывать помощь в транспортировке маломобильных граждан. Однако в настоящий момент у нас только в 30 субъектах есть такая служба, и действуют она на разных условиях», — сообщила спикер.
Чтобы вызвать социальное такси, нужно иметь в том числе статус инвалида. Однако, как заметила спикер, инвалидность может оформляться до четырех месяцев, в течение которых малоподвижный человек не имеет возможности посетить больницу. Нуждается в пересмотре также круг категорий граждан, которые имеют право на услугу.
«Это не только инвалиды, но и в принципе маломобильные граждане и лежачие пациенты», — подчеркнула она.
Автомобили социального такси не оборудованы для размещения в нем инвалидного кресла или лежачего пациента, вызвать такси можно только в будни в определенные часы, а способы оплаты услуги в некоторых регионах доходят до абсурда, отметила спикер.
«Оплачивать такие услуги можно только лично явкой в транспортную компанию. Пациенту надо вызвать социальное такси, чтобы доехать в транспортную компанию и оплатить эту услугу. Даже водителю оплатить невозможно. На наш взгляд, такая ситуация недопустима, потому что она препятствует получить услугу маломобильными гражданам или их родственниками», — сообщила она.
Подобных проблем с социальным такси в Красноярске нет, сообщила депутат Госдумы, член Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Каптелинина.
Красноярск имеет уникальный опыт для страны, который, как надеется спикер, другие регионы смогут взять на вооружение. С 2018 года в Красноярске действует услуга социального такси, которая вписана в муниципальную программу социальной поддержки населения.
«Каждый человек с инвалидностью, проживающий в Красноярске с регистрацией, имеет право ежемесячно и бесплатно совершать 10 поездок туда-обратно от дома до социально значимых объектов, будь то больница, места образования, другие социальные объекты, места досуга и отдыха», — рассказала она.
По словам спикера, люди с инвалидностью стали активно пользоваться услугой, посещая больницы, спортзалы, театры и другие организации.
В продолжение проекта социального такси город занялся развитием общественного транспорта, доступного для людей с инвалидностью. Сегодня в Красноярске 60% таких автобусов, отметила депутат Госдумы.
«По приложению «Помощник» можно смотреть, когда на остановку подойдет тот или иной автобус. Можно послать сообщение водителю, что на такой-то остановке потребуется помощь с погрузкой в автобус», — поделилась она.
По данным ВЦИОМ, которые привел Евгений Мартынов, граждане все еще остаются недовольными после обращения за медицинской помощью в государственные медорганизации.
«Мы знаем, что медицина развивается огромными шагами. Все чаще мы встречаем даже в районных больницах современное медицинское оборудование, ремонт. Но остается, тем не менее, много вопросов, которые в медицине будут всегда. По этой причине так важен общественный контроль», — пояснил он.
Особого внимания участников проверки, по мнению Евгения Мартынова, требует запись к врачу и наличие доступной среды — парковки для инвалидов, правильных пандусов, кнопки вызова.
«Например, в больнице есть мобильный подъемник, но никто не умеет им пользоваться, нужна мужская сила. А мужчин нет. Получается, что мобильный подъемник вроде есть, деньги на него потрачены, но воспользоваться им нельзя. Или рентген расположен на втором этаже. По современным стандартам мы пытаемся разместить рентген, кабинеты неотложной помощи и так далее на первом этаже», — рассказал спикер.
О масштабном проекте, который помогает человеку с инвалидностью оценивать доступность городских организаций, рассказала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая.
«В прошлом составе, исполняя поручение президента Российской Федерации, вместе с компанией Яндекс мы внедрили удобную систему оценок доступности различных учреждений. Да, у нас есть успешная программа «Доступная среда», и многое делается в нашей стране на сегодняшний день, но бывает так, что человеку с инвалидностью довольно сложно понять, сможет ли он физически попасть в то или иное учреждение, школу, библиотеку, магазин. Особенно это касается частных организаций. Для решения этих задач мы предложили систему оценки по аналогии с оценкой гостиниц», — сообщила она.
По ее словам, доступные объекты на карте получают максимальное количество звезд. Сейчас на Яндекс.Картах все объекты имеют специальную вкладку «Доступность», где пользователи сами могут оценить каждый объект.
«Этот сервис мы, конечно, постоянно дорабатываем и улучшаем для того, чтобы сделать его действительно полезным. Мы обратились к коллегам из Яндекса и попросили подготовить подробную инструкцию по заполнению карточек объектов. Бывает так, что организация вовремя не размещает фотографии, описания объектов, которые позволяли бы отслеживать состояние доступной среды. Эту инструкцию мы планируем направить в министерства и ведомства, а также губернаторам для того, чтобы каждая организация могла своевременно предоставить актуальные данные о доступности. И в дальнейшем обязательно проверим, насколько эта информация соответствует действительности», — пояснила она.
Почему маломобильные граждане не могут воспользоваться услугами социального такси, рассказала юрист федерального проекта «Здравконтроль» Анна Ноговицкая.
Она отметила, что понятие «социальное такси» не урегулировано на федеральном уровне. В связи с этим, есть ряд проблем из-за которых услугой воспользоваться практически невозможно.
«По концепции Минтруда, которая была предложена 20 лет назад, служба социального такси должна на региональном уровне оказывать помощь в транспортировке маломобильных граждан. Однако в настоящий момент у нас только в 30 субъектах есть такая служба, и действуют она на разных условиях», — сообщила спикер.
Чтобы вызвать социальное такси, нужно иметь в том числе статус инвалида. Однако, как заметила спикер, инвалидность может оформляться до четырех месяцев, в течение которых малоподвижный человек не имеет возможности посетить больницу. Нуждается в пересмотре также круг категорий граждан, которые имеют право на услугу.
«Это не только инвалиды, но и в принципе маломобильные граждане и лежачие пациенты», — подчеркнула она.
Автомобили социального такси не оборудованы для размещения в нем инвалидного кресла или лежачего пациента, вызвать такси можно только в будни в определенные часы, а способы оплаты услуги в некоторых регионах доходят до абсурда, отметила спикер.
«Оплачивать такие услуги можно только лично явкой в транспортную компанию. Пациенту надо вызвать социальное такси, чтобы доехать в транспортную компанию и оплатить эту услугу. Даже водителю оплатить невозможно. На наш взгляд, такая ситуация недопустима, потому что она препятствует получить услугу маломобильными гражданам или их родственниками», — сообщила она.
Подобных проблем с социальным такси в Красноярске нет, сообщила депутат Госдумы, член Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Каптелинина.
Красноярск имеет уникальный опыт для страны, который, как надеется спикер, другие регионы смогут взять на вооружение. С 2018 года в Красноярске действует услуга социального такси, которая вписана в муниципальную программу социальной поддержки населения.
«Каждый человек с инвалидностью, проживающий в Красноярске с регистрацией, имеет право ежемесячно и бесплатно совершать 10 поездок туда-обратно от дома до социально значимых объектов, будь то больница, места образования, другие социальные объекты, места досуга и отдыха», — рассказала она.
По словам спикера, люди с инвалидностью стали активно пользоваться услугой, посещая больницы, спортзалы, театры и другие организации.
В продолжение проекта социального такси город занялся развитием общественного транспорта, доступного для людей с инвалидностью. Сегодня в Красноярске 60% таких автобусов, отметила депутат Госдумы.
«По приложению «Помощник» можно смотреть, когда на остановку подойдет тот или иной автобус. Можно послать сообщение водителю, что на такой-то остановке потребуется помощь с погрузкой в автобус», — поделилась она.