НОВОСТИ ВСЕ

Ясно и прозрачно: проект рекомендаций по общественному контролю в здравоохранении будет обновлен

Второе публичное обсуждение методических рекомендаций по осуществлению общественного контроля в сфере здравоохранения состоялось 4 июля в ОП РФ при участии членов региональных общественных палат, представителей общественных советов и органов власти.

Первое обсуждение документа прошло 30 мая на площадке форума ОП РФ «Сообщество» в Иркутске.

Открывая встречу в ОП РФ, руководитель федерального проекта «ЗдравКонтроль», заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгений Мартынов напомнил участникам, что основная цель рекомендаций — повышение прозрачности и конструктивности взаимодействия субъектов общественного контроля и органов власти в сфере здравоохранения.

Он отметил, что пациенты нередко сообщают о проблемах в области инфраструктуры, таких как отсутствие пандусов, нехватка талонов на прием, длинные очереди, антисанитария в местах общего пользования, недокомплект персонала и др.

Подчеркивая давно назревшую необходимость проведения общественных проверок, спикер привел данные ВЦИОМ, согласно которым еще в 2020 году 83 процента опрошенных считали, что качество работы медорганизаций должны оценивать и контролировать независимые от Минздрава структуры. 43 процента респондентов сообщали о попытках взимания платы за оказание медуслуг по полису ОМС.

Член ОП РФ отметил, что Федеральный закон № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не раскрывает в достаточной мере сферы и направления общественного контроля.

«Поэтому наши методические рекомендации должны выступить неким золотым стандартом, сводом подходов и правил проведения общественного контроля в сфере здравоохранения, чтобы не было перегибов на местах, чтобы общественники не превышали свои полномочия, приходя в медицинские организации», — пояснил Евгений Мартынов.

Он напомнил, что документ раскрывает такие аспекты, как субъекты, миссия и предмет общественного контроля, его цели, задачи и принципы, а также права и обязанности проверяющих. В основе рекомендаций - наработанный практический опыт в проведении общественного контроля силами Общественной палаты Московской области в рамках реализации федерального проекта "ЗдравКонтроль" за последние годы.

Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ирина Серегина отметила, что методические рекомендации соответствуют основным положениям закона 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», однако, по ее мнению, в документе должен быть сделан дополнительный акцент на закон 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, который предусматривает осуществление общественного контроля в форме независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Таким образом спикер особо подчеркнула, что общественный контроль предусматривает проверку качества не самой медицинской помощи, а условий ее оказания.

Она также добавила, что в методических рекомендациях целесообразно указать, что информацию, полученную при осуществлении общественного контроля медицинских организаций, необходимо направлять в территориальные органы Росздравнадзора для использования в работе, в том числе для проведения контрольных и профилактических мероприятий.

«Росздравнадзор поддерживает вашу работу и готов ее проводить совместно с вами», — обратилась Ирина Серегина к общественникам.

Большим подспорьем для сферы здравоохранения назвала методические рекомендации член Комитета Совета Федерации по социальной политике Жанна Чефранова. Она убеждена, что в рамках общественного контроля необходимо проверять как государственные лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, так организации любых других форм собственности.

Сенатор обратила внимание на указанный в документе срок проведения проверки — пять дней — и предложила дополнить данный пункт, указав на возможность продления срока «по согласованию с администрацией». Свой тезис спикер аргументировала необходимостью осуществления общественного контроля в спокойной обстановке, в период, удобный обеим сторонам, для получения более качественного результата.

«Совершенно согласна с Евгением Мартыновым — должен быть диалог, а не просто проверка. Мне понравился доброжелательный настрой, презумпция добросовестности. Алгоритмы хорошо структурированы, понятны, и мы их поддерживаем, а главное, я думаю, что их поддерживают медицинские организации и пациенты, потому что это четкий механизм вовлечения граждан и медицинских сотрудников в управление сферой охраны здоровья», — отметила Жанна Чефранова.

Эксперты также обсудили возможность проверок блоков питания в медучреждениях, правила ведения фото- и видеосъемки и другие вопросы.

Евгений Мартынов сообщил, что в ближайшее время представители органов власти и общественных организаций внесут дополнительные предложения в письменном виде, все они будут проработаны и учтены.

Он также сделал акцент на том, что работа в сфере общественного контроля ни в коем случае не должна быть деструктивной.

«Это наша основная линия — мы не должны мешать работе медорганизации. Все должно быть конструктивно, прозрачно и по-партнерски — нужно говорить не только о проблемах, но и о положительном опыте, который мы видим и тоже стараемся отмечать. Возможно, это помогло бы коллегам из Минздрава России сформировать реестр лучших практик, который потом можно было бы масштабировать на все регионы страны», — резюмировал Евгений Мартынов.
Новости