Как осуществлять общественный контроль здравоохранения: конструктивно, прозрачно, по-партнерски!
В Общественной палате России разработаны и утверждены методические рекомендации по осуществлению общественного контроля в сфере здравоохранения в форме общественной проверки деятельности медицинских организаций.
Рекомендации составлены по инициативе заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, руководителя федерального проекта «ЗдравКонтроль» Евгения Мартынова при методической поддержке экспертно-аналитического отдела Аппарата Общественной палаты России.
Член ОП РФ представил документ в ОП РФ на круглом столе «Общественный контроль в социальной сфере» в рамках программы форума «Сообщество», который проходит в эти дни в Москве.
Ранее публичное обсуждение данной темы состоялось 30 мая в рамках программы регионального форума ОП РФ «Сообщество» в Иркутске и 4 июля на площадке Общественной палаты РФ при участии представителей региональных общественных палат, общественных советов и органов власти.
Авторы методических рекомендаций отмечают, что обращения граждан нередко содержат информацию о проблемах в сфере здравоохранения, таких как нехватка талонов на прием к врачу, длинные очереди, неудобная маршрутизация, нарушение прав пациентов в рамках объема медицинской помощи, оказываемой по полису ОМС, навязывание платных услуг, антисанитария в местах общего пользования, нехватка врачей в медорганизациях и др.
Необходимость и актуальность проведения общественных проверок подтверждают и данные ВЦИОМ: еще в 2020 году 83 процента опрошенных высказались за то, чтобы качество работы медицинских организаций оценивали и контролировали структуры, независимые от Минздрава России.
По мнению экспертов, федеральный закон об основах общественного контроля не в полной мере раскрывает подходы и направления общественного контроля в здравоохранении и методические рекомендации должны выступить определенным «золотым стандартом», сводом подходов и правил его проведения в отрасли медицины.
Основная цель рекомендаций — повышение прозрачности и конструктивности взаимодействия субъектов общественного контроля и органов власти в сфере здравоохранения. Документ раскрывает такие аспекты, как субъекты, миссия и предмет общественного контроля, его цели, задачи и принципы, а также права и обязанности проверяющих. Кроме того, в нем определены порядок и сроки проведения общественных проверок, оформления и обнародования результатов.
Эксперты отмечают, что важно не мешать работе медорганизаций: общественный контроль должен осуществляться конструктивно, прозрачно и по-партнерски. Необходимо говорить не только о проблемах, но и о положительном опыте и лучших практиках. Именно такому взаимодействию призваны помочь методические рекомендации, в которых подчеркивается, что миссией общественного контроля в сфере здравоохранения является вовлечение граждан в управление делами государства, выявление недостатков в работе медорганизаций и информирование о них властных структур с целью устранения дефектов в работе медорганизаций и совершенствования системы государственного управления в сфере охраны здоровья граждан.
По словам автора Евгения Мартынова, это крайне важный документ, который несомненно повлияет на повышение уровня удовлетворенности граждан современной медициной, ведь основные аспекты жизнедеятельности медорганизации будут под контролем общественников.
«Мы распространим документ по всем ведомствам, общественным палатам и общественным советам. В 2025 году мы запустим Школу общественного контроля, чтобы сформировать пул компетентных помощников в регионах — общественных инспекторов. Надо не мешать отрасли, а помогать за счет объективного взгляда на ситуацию», — подчеркнул член ОП РФ.
При подготовке методических рекомендаций использовался опыт реализации федерального проекта «ЗдравКонтроль» в Московской области и других регионах России – участниках проекта за период с 2020 по 2024 годы.